воскресенье, 17 июля 2011
Полгода я училась в японском вузе, и про это у меня в записях практически ничего нет. Непорядок! Так как училась я только в одном вузе, описывать я все буду с него, но, судя по рассказам и зная неоригинальность японцев в таких вопросах, думаю, в других местах кардинальных отличий нет.
Итак, все начинается со старшей школы, а иногда и раньше.
...Раньше бывает тогда, когда родители отдают чадо в школу при вузе, которые есть наверное у всех крупных и у многих не таких крупных универов, и всю школьную жизнь ребенок готовится именно в этот вуз. Вероятность поступления в этом случае почти 100%. Если вдруг не получилось, то ребенок может остаться на второй год и попытаться в следующий раз. Впрочем те, кто учатся не в школах «при...», тоже вполне могут поступить в эти универы. Экзамены сдают в школе (для тех, кто в школе «при...», они являются и вступительными в вуз, как я поняла), потом в универе. Это все происходит в январе-феврале. В январе по вузам гуляют стайки школьников с открытыми ртами: есть и «дни открытых дверей» и можно прийти в любой другой день — вход на территорию вузов свободный. В феврале начинаются экзамены и универ на это время закрывается: везде стоит охрана, иногда не впускают, иногда допрашивают, что ты и куда ты, записывают и дают специальный бейджик, в неучебные здания (спортивный центр в нашем случае), которые находятся на «закрытой» территории, приходилось идти окольными путями, по карте, заботливо выданной охраной. Так что экзамены там — дело серьезное. Однако есть еще один способ поступить в универ, и зовется он Admission office. Формально это индивидуальное интервью абитуриента с кем-то важным в вузе (не помню точно и врать не буду с кем). Думаю, все понимают какого рода это интервью. Посему про тех, кто очевидно ни бум-бум, говорят: «ааа, это Admission office”.
Итак, экзамены сдали, поступили, начали учиться. Вернее, перед тем как начать учиться необходимо выбрать предметы. Для этого выдаются толстенные книженции Syllabus, в которых расписано все-все: преподаватели, предметы, темы лекций по каждому предмету, требования к посещению и сдаче экзаменов, список литературы и тд. В нашем универе они были разделены на предметы для 1-2 курсов и 3-4, в первом разделе соответственно были базовые, во втором — уже частности. Всего студент должен набрать определенное количество кредитов (単位
- учебных единиц времени (не помню уже как они соотносятся с привычным исчислением). Помимо этого выдается уже готовое расписание. И вот студент, вооружившись талмудом, расписанием и советами семпаев, сам себе ваяет расписание по желаниям и возможностям. Наверняка есть некоторые ограничения вроде «нельзя брать этот курс, не пройдя вот этот», но все это логично и все равно более-менее свободно.to be continued...
@темы:
long vacation
Пасибище огроменное за рассказ^^ Буду с нетерпением ждать продолжения^^
Думаю, все понимают какого рода это интервью
я не сообразительная, объясни)))
эх, у нас в универе на выбор можно было брать только процентов 20 от общего числа дисциплин
~Juu~, ого, мемуары - очень важно звучит
я не сообразительная, объясни)))
ну как бы..."интервью", то бишь с помощью разных средств убеждают дать место: деньги или что-то еще, не знаю =)) с этим механизмом я вообще слабо знакомва - как-то не было возможности выяснить, что там происходит
эх, у нас в универе на выбор можно было брать только процентов 20 от общего числа дисциплин
в моем родном только язык выбирали =) забавно, что когда у нас в расписании появился "предмет по выбору" и мы уже обрадовались, оказалось, что эти предметы за нас выбирает кафедра х))
ну вот, ты разрушила мой образ о непредвзятости японского образования
оказалось, что эти предметы за нас выбирает кафедра х))
ну так по выбору же предмет получился х))
О. Я тут не так давно заходила к своей научной руководительнице, и та, поскольку совмещает основную работу с работой на нашей институтской кафедре, стала в сердцах жаловаться на то, что их заставляют полностью переписывать структуру учебной программы так, чтобы студент сам выбирал себе предметы, чтобы к концу магистратуры у него набиралось определённое число кредитов. Когда я училась, у нас номинально были предметы по выбору, но так получалось, что мы слушали ВСЁ, а с этой системой получается так, что студенту просто не будет особого смысла слушать что-то дополнительно, поскольку на количество кредитов это никак не влияет (на мой взгляд жаль, я не могу вспомнить ничего "лишнего", из того, что у нас было..) Я её слушала тогда и не могла понять зачем это всё нужно, теперь понимаю, что видимо наши в очередной раз откуда-то что-то переняли...
ну все мы люди, даже японцы х)) ну как сказать...я об этом узнала совершенно случайно и без особых подробностей, так что не афишируется это точно, но вот насколько это секретно - не знаю =(
Devalmy, ну да, эта система и в Америке, и в Европе...Не знаю, насколько хорошо она будет реализована у нас, но лично я заметила большие плюсы от такого. Во-первых студент сам ответственен за себя, учится оценивать свои силы и возможности, взвешивать варианты и тд. Плюс возможность создания расписания под себя - ну не можешь ты всавать к первым парам, значит можно подыскать что-то вечером, если нельзя, то тут уж сам решай, что важнее. На мой взгляд, в такой системе к студенту формально уже относятся как к разумному человеку, а не как к ребенку, которому сказали - он делает, это уже изначально обязывает вести себя соответственно. Во-вторых, раз получается, что дополнительно можно и не брать, на многих предметах отсеются те люди, которые учатся чисто ради диплома, а реально интересующиеся получат "больше кислорода". В-третьих, в этом есть и определенный стимул для преподавателей делать свои занятия интересней и вести себя по-человечески со студентами. Конечно, это все равно нужно контролировать, определять рамки, и может подходит не для всех специальностей, но лично мне такая система понравилась.