Нет времени на медленные танцы
13 reasons why

Нефликс крут и проникает во все культурное пространство: политическую драму, супергероику уже охватили, теперь врываются в истории взросления для подростков, но как всегда - со своим твистом. В этот раз экранизировали уже потрепанную временем книжку о девочке Ханне, которая покончила жизнь самоубийством, предварительно записав на аудиокассеты историю про то, как она до этого дошла и кто в этом виноват. По ее замыслу все герои рассказа должны их послушать, и вот набор кассет попадает к главному герою Клею, который начинает разбираться в этой истории и с ее последствиями.

Так вышло, что я дважды в жизни сталкивалась с попытками суицида - все кончилось хорошо, но вовлечена я была больше, чем мне бы хотелось (по идее такое вообще никому не должно хотеться), и это не тот опыт, которому я рада. И это, пожалуй, первое произведение на эту тему, которое срезонировало со мной и моим опытом.

Встречала мнение, что "13 причин" - это фе, примитивно и для подростков (какой сюрприз), но лично мне так не показалось. Сериал сделан очень умно в том плане, что не показывает только одну точку зрения, не красит героев в исключительно черные и белые тона. Хотя казалось бы: вот вам милая жертва, вот вам травящие одноклассники - слезодавилку по всем мейнстримовым тенденциям снять, как два пальца об косяк. В жизни все сложнее и, на мой взгляд, создателям удалось продемонстрировать это. Все ошибаются, все делают подлости, дают слабину, поступают эгоистично, и это все влияет на тех, кто оказывается рядом. Но не всегда можно предсказать, какие именно последствия будет иметь твое слово или, наоборот, молчание.

Пожалуй, там только два героя, мнение о которых может быть только однозначно негативное. Есть один просто мерзкий персонаж: вроде ничего ужасного как некоторые не сделал, но все дорогу так подло гадил с невозмутимым видом, что вызывал физическое отвращение. Остальные герои так или иначе вызывают сочувствие и понимание, несмотря на все грехи. У каждого своя история, свои демоны и свои способы с этим справиться. Линия каждого из них не менее интересна, чем основная.

Мне очень понравилось, как отзеркалили истории Ханны и Клея, как они поступают в схожих ситуациях и каким разным исходам это приводит. И почти с каждой проблемой, которую они там затрагивают, поступают так же - так или иначе демонстрируют разные варианты развития событий. Их довольно много, много героев, много поступков и все они наводят на размышления. Возможно, создатели даже немного переборщили с количеством затрагиваемых тем, да еще освещаемых с такой интенсивностью - в какой-то момент становится очень тяжело смотреть. С другой стороны такая эмоциональная атака и все жестокие сцены работают именно на "впечатывание" сообщений в зрителей. И это, на мой взгляд, правильно.

Комментарии
24.05.2017 в 01:10

BadLemon.rocks
Хотела написать, пока смотрела, но решила не закончить сперва)). А кто эти два героя, которые тебе показались однозначно негативными?

У меня странным образом остались смешанные чувства по поводу главной героини. То есть, я с одной стороны пытаюсь относиться к ней с той точки зрения, что никогда нельзя представить себе, какой он - чужой ад. Нельзя судить, что вот это не так серьезно, как кажется, потому что оно для тебя – нет. Для другого и безобидные для тебя вещи - трагедия. На то мы все и разные.
Но с другой стороны, не могу местами не соглашаться с ней от слова совсем. Так, мне показался несправедливым её упрек Портеру в заключительной истории – осталось ощущение, что она шла к нему, уже приняв внутреннее решение, и строила разговор таким образом, чтобы не дать ему возможность сказать то, что заставило бы её передумать. Вообще плохо представляю, как нужно было извернуться и отвечать на то, что она ему говорила, иначе((
Ещё не могу не сравнивать её с Джессикой. Последняя осталась с необходимостью пережить такой же чудовищный опыт, как и Ханна, который на неё свалился из глубокого вытеснения, но у неё нет (по крайней мере на момент, которым завершилось действие) поползновений в ту же сторону, что у Ханны.

Ещё интересно, что у Ханны, мне показалось, из всех была наиболее гармоничная семья. Не без перегибов, но не таких, как у того же Джастина.

примитивно и для подростков
Мне кстати всегда казалось, что нормальный уважительный диалог с младшими не должен особенно отличаться от взрослого. Нас всех всю жизнь занимают более-менее одинаковые страхи, переживания, моральные дилеммы, и ребенок не должен чувствовать, что то, что он чувствует - не валидно в силу возраста. Его понимание "правильно-неправильно" имеет такое же право быть, как и у взрослого (а у иных взрослых оно такое, что можно мы лучше волонтерами нянчить детенышей панд). И в этом смысле хорошая детское/подростковое произведение разговаривает на равных абсолютно со всеми - и маленькими, и большими.
24.05.2017 в 23:20

Нет времени на медленные танцы
А кто эти два героя, которые тебе показались однозначно негативными?
Брайс, тут, наверное, даже сомнений быть не может. Второй, судя по твоему комментарию, не столь однозначный =)) Для меня это был Портер в первую очередь потому что он дико некомпетентен для своей позиции "школьного психолога", что весьма чревато. В том самом разговоре с Ханной он сделал просто все, что не надо было делать и говорить. Человек в его роли не должен вести себя так, когда подросток приходит с незавуалированным криком о помощи. Я если честно, плохо уже помню их диалог и сама не квалифицирована для такого, но из общего: он слишком на нее давил, слишком резко перешел к требованиям действий, не менял подхода, когда было очевидно, что не работает выбранный, не сообщил родителям об очевидных суицидальных признаках...

Да, у нее уже было решение в голове, но ее поход к нему был тем моментом, на котором еще можно было бы ее удержать. Как если бы Тони тогда к ней вышел, если бы Клей определенный момент ее выслушал - таких "если" много, но для меня отличие в том, что они - такие же подростки, их никто не учил иметь дело с такого рода вещами, в отличие от Портера, для котогрого это прямые профессиональные обязанности.

Сама героиня меня большую часть времени откровенно раздражала =)) И мне кажется, что в этом и есть фишка сериала - главная героиня не всегда, далеко не всегда "права", ее невозможно от начала до конца жалеть и ненавидеть всех, кто ей сделал что-то не так. Потому что она сама так же как и другие невнимательно относилась к другим, сводила ситуации к себе, в сериале прямым текстом говорят, что искажала историю в свою пользу...Что не отменяет того, что случилось с ней - плохо. И да, реакции и действия у всех разные. В конце концов, мне очень нравится, что говорит Тони: "Она убила сама себя, это было ее решение"- или как-то так. И ассоциации с Джессикой - это вполне осознанный ход авторов, точно так же, как и реакция Клея на реальную историю смерти Джефа - они показывают, что можно по-другому. Поэтому я не очень понимаю критику, в которой говорится, что сериал романтизирует суицид. Мне кажется, что совсем наоборот))

Мне очень понравились родители Клея =)) Странноватые, но в целом все делали как нужно, насколько могли)) А так да, Ханне повезло больше, чем некоторым другим.

И в этом смысле хорошая детское/подростковое произведение разговаривает на равных абсолютно со всеми - и маленькими, и большими.

согласна))) мне кажется, так можно определять хорошие детские книжки, фильмы и тд - если их интересно читать и взрослым тоже.
25.05.2017 в 01:06

BadLemon.rocks
Брайс, тут, наверное, даже сомнений быть не может.
Да, совершенно согласна. Плюс, намеренно ли, сознательно ли, но создатели не нарисовали ему никакого бэка, который бы объяснял, почему он такой. И нет, это бы не оправдывало его поступки, но, наверно, делало бы его менее "плоским" сосредоточением зла.

А, значит второй - Портер. Мне собственно и было интересно, кто кроме Брайса, потому что тот правда очень однозначная фигура, а остальные менее. Я согласна с твоими доводами насчет Портера, и не имею ввиду защищать персонажа, это скорее мое внутреннее теоретизирование, вопрос, на который в сериале нет ответа – а как можно было поступить в его ситуации, чтобы удержать её? Именно в ходе разговора? Я понимаю, что покажи авторы успешный кейс удержания человека от самоубийства – это был бы хэппи-энд. И он бы ничему не учил зрителя, потому что, то, что сработало с одним, не факт, что сработает с другим. Это каждый раз очень индивидуальная история. В этом смысле мне кажется, что их сюжетная линия очень достоверна в том смысле, что, к сожалению, никто никогда не может предугадать сорвется ли вот этот конкретный человек. Поясню, почему я так думаю: где-то в конце прошлого года у Медузы практически друг за другом вышли два материала. Первый описывал истории погибших суицидентов и журналист разговаривал с их родственниками, второй был очень большой о том, как в России устроена помощь выжившим суицидентам, как развивалась служба поддержки, можно ли "поймать" человека. И там была такая мысль, что пока ещё не разработана та шкала, система признаков, которая позволяет с уверенностью говорить о суицидальных наклонностях и высоком риске. Потому что специалисты могут опросить только тех, кто выжил в силу каких-то причин, чья попытка не удалась. Но они менее репрезентативны именно потому, что выжили, как это не парадоксально. А у тех, кто довел дело до конца, узнать наверняка что и как они чувствовали, уже нельзя.
Поэтому Портер мне показался мне в некотором смысле такой же жертвой обстоятельств, как и одноклассники Ханны – да, есть процедура, которой он должен был следовать, но есть и человеческий фактор. Можно иметь психологическое образование и "упустить" человека, потому что ты не сообразил, что вот это – оно самое. Потому что редко видишь таких детей, аппарат распознавания не натренирован, а по школе бегает толпа в целом довольно здоровых индивидов. А ещё с утра ты поругался с женой и мысли заняты другим, и тебе в голову не приходит, что вот эта девушка сидит сейчас перед тобой уже с практически принятым внутренним решением. У меня осталось ощущение, что удержать её мог чистый случай – если бы ей попался человек, который бы был то, что в биологии называется комплементарен, и отвечал ей ровно то, что резонировало бы в ней в тот нужный момент.

Она убила сама себя, это было ее решение
Мне тоже нравится, что они провели там эту мысль, и не один раз. Об этом важно помнить, потому что мы все делаем друг другу больно в разные моменты, но если не учиться справляться с дискомфортом от этой боли (я не про поступок Брайса, понятно, что такого вообще не должно быть, а про более мелкие огрехи остальных) тем или иным образом, то как тогда жить? Не жить?

Родителей Клея авторы хорошо развили, мне кажется. Сначала кажется, что мама его перегибает палку в своих попытках контроля, но потом они как-то начинают реагировать на его поведение и подстраиваться. И это позитивный пример.

Упрек в романтизации я тоже не могу понять. Мне думается, это все та же боязнь упустить контроль над своим ребенком, что и у многих родителей в сериале. Но только они все равно упускают. Все всегда упускают. В конце концов, родители все же чаще уходят раньше своих детей, чем наоборот, и те все равно остаются одни.

Если что, прости, что я с простыней, не так много заинтересованных кандидатов поговорить об этом:)
26.05.2017 в 00:36

Нет времени на медленные танцы
Devalmy, не извиняйся, я всегда рада обсудить что-то что так затронуло =)) тем более тут уж точно есть, что обсуждать и это хорошо.

Да, совершенно согласна. Плюс, намеренно ли, сознательно ли, но создатели не нарисовали ему никакого бэка, который бы объяснял, почему он такой. И нет, это бы не оправдывало его поступки, но, наверно, делало бы его менее "плоским" сосредоточением зла.
да, на контрасте с остальными персонажами его история особенно скудная. Хотя по деталям что-то все-таки можно понять, мне кажется показательным полное отсутствие родителей. Сериал продлили на второй сезон, что сомнительное решение, но в этом случае мы точно получим хоть какую-то историю Брайса)

Я согласна, что с Портером гораздо больше "но" чем с Брайсом. Но это, возможно, личное - я очень трепетно отношусь к работе с психикой и для меня этот случай сравним с халатностью врача, с заснувшим водителем поезда. Причин у каждого может быть множество, да, даже опытнейшие врачи могут пропустить момент и т.д. Но в истории с Портером для меня есть два отягчающих момента:
1. он полностью осознавал свою вину и пытался это скрыть и прикрыть
2. никак не пытался работать с последствиями и не пытаясь предотвратить подобное же. Он ни с одним учеником не вел себя как должен вести человек в его позиции. Некомпетентный человек, осознающий собственную неспособность справиться с ситуацией, но остающийся в месте, где его некомпетентность может принести вред - однозначно отрицательный персонаж для меня.

Я понимаю о чем ты: действительно, людям трудно заметить что-то подобное и это может случиться внезапно. И психология/психиатрия действительно вещь как правило без четких тестов, замеров, нельзя приложить лакмусовую бумажку и понять "вот оно!". Но тем не менее есть сигналы, которые дают понять, что надо хотя бы присмотреться и более внимательно отнестись к человеку. Если возвращаться к той же Ханне, то в разговоре с Портером она ему говорила, что хочет, чтобы жизнь остановилась. Это вообще должно было как мигалка с сиреной быть.
Что говорить? Сложная тема, и я не в праве говорить, что работает то-то и то-то. Но один из моих кейсов с самоубийством был чем-то похожим: приятель мне внезапно написал о том, как тяжело жить и вообще зачем это, всем будет лучше без меня. При этом мы вообще не близкие друзья, но я знала, что у него была история депрессии и неудавшейся попытки. Это были, наверное, самые тяжелые часы переписки в моей жизни, в которые я говорила в том числе то, что ни в коем случае нельзя говорить, и я даже шучу, что хэппи-энд вышел не благодаря моим стараниям, а вопреки =))) Не нужно убеждать бороться или умалять тяжесть простым "пройдет" - это еще один камень в огород Портера с его "move on" на разговор про изнасилование, убеждать, что у человека все хорошо и вообще "в Африке дети голодают". Важно на самом деле просто быть рядом, задавать вопросы, быть готовым слушать, не осуждать и не морализаторствовать. Конечно же, и это не дает 100% гарантии - ее вообще ничто и никогда не может дать. Возможно, ты права про комплиментарного человека, но я убеждена, что тут скорее не "кто", а "как" и "что" и по сути им мог бы быть любой, если бы в нужный момент заметил, открылся и не спугнул. Но да, это во многом случай.

Об этом важно помнить, потому что мы все делаем друг другу больно в разные моменты, но если не учиться справляться с дискомфортом от этой боли (я не про поступок Брайса, понятно, что такого вообще не должно быть, а про более мелкие огрехи остальных) тем или иным образом, то как тогда жить? Не жить?
поэтому там и показаны другие ребята, как они борются со всем, что случилось. Джессика уходит в алкоголизм - это бегство от конфликта, но потом она все-таки прееходит к осознанию и обращению за помощью, Клей вообще прекрасно справляется уходя в действие и пытаясь восстановить справедливость - это все, конечно, про большие вещи, мелкие, увы, уже не помню, но уверена, что тоже было.

Упрек в романтизации я тоже не могу понять. Мне думается, это все та же боязнь упустить контроль над своим ребенком, что и у многих родителей в сериале. Но только они все равно упускают. Все всегда упускают. В конце концов, родители все же чаще уходят раньше своих детей, чем наоборот, и те все равно остаются одни.
Да, наверное, это во многом боязнь. А в чем-то, наверное, и нежелание вдумчиво посмотреть и осознать, а не проскакать по верхам. Мне кажется, в сериале как раз про то, что контроль бессмысленен и невозможен: родители того же Клея вообще не подозревали, как сильно он связан с Ханной. Он про то, что надо быть восприимчивым к окружающим, доверять и быть готовым открыться и принять эту открытость.